ТАРИКАТ НАКШБАНДИЯ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ: ДУХОВНЫЕ ПРАКТИКИ, ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ И КУЛЬТУРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ
Ключевые слова:
Накшбандия, суфизм, тасаввуф, Центральная Азия, кыргызский народ, Бахауддин Накшбанд, ислам, Манас, синкретизм, духовная традиция, религиозные обряды.Аннотация
В статье рассматривается распространение и значение суфийского тариката Накшбандия в Центральной Азии, в частности среди кыргызского народа. Суфизм (тасаввуф) представлен как особое духовно-религиозное течение в исламе, направленное на внутреннее совершенствование, нравственное воспитание и приближение к Всевышнему через духовную практику. Отдельное внимание уделено личности Бахауддина Накшбанда, которого в кыргызских народных верованиях называют Баабедином. Он почитается как святой и посредник между людьми и Аллахом. Через его образ и учение Накшбандия прочно вошла в народную культуру и практику. Особо подчеркивается феномен синкретизма – переплетения исламских догм с доисламскими верованиями, что отразилось в обрядах, символике, фольклоре и эпосе «Манас». Таким образом, накшбандийский тарикат сыграл значительную роль не только в духовной жизни, но и в формировании культурного наследия региона.
Библиографические ссылки
Алгар Х. Шейх Зайнулла Расулев – последний великий накшбандийский шейх Волго-Уральского региона // Шейх Зейнулла Расули (Расулев) ан Накшбанди. Избранныепроизведения. Уфа, 2000.
Алмазова Л. И. Феномен казанской мечети «Шамиль»: Суфийские истоки целительной практики // Ислам в мультикультурном мире: Исламские движения и формирование мусульманской идеологии в современном информационном пространстве/ отв. ред. Д. В. Брилев. Казань, 2014. С. 262–263.
Атантаева Д.Т. Кыргызстандын аймактарында исламдын таралуу тарыхы. Тарых илим. канд. окум. Дараж. изден. алуу үчүн даяр. диссер. авторреф. Бишкек, 2019.
Гусева Ю. Н. Ишанизм как суфийская традиция Средней Волги в XX веке: формы, смыслы, значение. М., 2013. С. 140–145.
Заирбек Бактыбаев. Суфизм XXI кылымда. https://www.azattyk.org/a/kyrgyzstan_religion_suffism/3542317.html / 31-Март, 2011. 3-Март, 2025-жыл, дүйшөмбү, Бишкек убактысы 13:07.
Ислам в Казахстане и суфизм: история и перспектива. 04.08.2016 / http://islamsng.com/kaz/interviews/11092 (Газета Central Asia Monitor).
Источник : https://realnoevremya.ru/articles/272565-k-koncu-xix-veka-nakshbandiya-vytesnil-vse-drugie-tarikaty
Атантаева Д.Т. Кыргызстандын аймактарында исламдын таралуу тарыхы. Тарых илим. канд. окум. Дараж. изден. алуу үчүн даяр. диссер. авторреф. Бишкек, 2019.
Кыргыз Тарыхы. Энциклопедия. Мамлекеттик тил жана энциклопедия борбору. Бишкек, 2003. И. Арабаев атындагы Кыргыз мамлекеттик педагогикалык университети / https://ky.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%BF%D1%83%D0%BB%D1%83%D0%BA
Қалби Оллоҳ, қўли меҳнатда ўтган Иброҳим Эшон / https://www.ozodlik.org/a/25265920.html
Кусаинова К.Т. Современные суфийские группы в Казахстане / Современные проблемы Востока. http://nblib.library.kz/elib/library.kz/Jurnal/o_2009_2/Kusainov0902.pdf
Рахимов К.Р. Условия возникновения суфизма в Центральной Азии// Исламоведение. 2020. Т. 11, № 2.
Саетов И. Г. Вызов модерну из центра Стамбула: Джамаат «Исмаил ага» в общественной жизни Турции // Ученые записки Казанского ун-та. Сер. Гуманитарные науки. 2013. Т. 155. Кн. 3. С. 90–96.
Сафиуллина-Ибрагимова Р. Р. Суфизм в Татарстане: возрождение традиции, экспорт или экспансия? // «Ислам, имеющий мирную и добрую сущность»: дискурс о традиционном исламе в среде тюрок-мусульман европейской части России и Крыма. М., 2021.
Суфизм в Узбекистане https://www.advantour.com/rus/uzbekistan/sufism.htm
Суфизм в Центральной Азии: надгосударственная мистика накшбандия. https://www.facebook.com/groups/narodimira/posts/2122124261579940/
https://uz.wikipedia.org/wiki/Ibrohim_eshon_Mamatqulov. 2014. 16-февраль.
https://www.caa-network.org/archives/24168/nakshbandiya
https://tamgasoft.kg/dict/index.php?lfrom=kg<o=kg&lang=ru&word=%D0%B1%D0%B0%D