ЭПОС «МАНАС» КАК АРХЕТИП БЕССМЕРТНОГО СОЗНАНИЯ И ФОРМА НОЭТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Ключевые слова:
манасовость, нооэтика, постмифологическое сознание, манасовая этика, мир Кайып, всеобщее вознесение, трансгуманитарная этическая мысль, homo noosphericus.Аннотация
С философской точки зрения, эпос «Манас» можно рассматривать как своеобразный метафизический «код», воплощающий идею вечности, духовного преодоления и синхронизации человека с космическими ритмами. Манас-Айкёль символизирует состояние внутренней гармонии, в котором героизм не сводится к физической силе, но проявляется как выражение духовного служения и готовности действовать в согласии с космическим порядком. Айкёль Манас предстает символом вечного космического духа, воплощением силы, возвышающей человечество над преходящими страстями и земными заботами. Его сущность заключается не в хронологии или материальных деяниях, но в сакральной энергии, связывающей человеческий мир с небесным порядком. Именно в этом и заключается истинное величие эпоса «Манас»: это не просто повествование о герое, а философская модель бесконечности и духовного преодоления конечности материального мира. Кроме того, эпос можно интерпретировать как форму «коллективного нооэтического мышления», в которой личность героя становится символом не только национального самосознания, но и универсального человеческого идеала, устремлённого к высшим ценностям и духовному синтезу. Манас — это не земной «титан», а «опора между Небом и Землёй», фигура, удерживающая равновесие между хаосом и гармонией, историей и вечностью.
Библиографические ссылки
Aristotle. Nicomachean Ethics; Buber, M. I and Thou; Jaspers, K. The Perennial Scope of Philosophy.
Cheng, Chung-Ying. On Daoist “De” and Moral Self-Cultivation. Radhakrishnan, S. The Philosophy of the Upanishads.
Eliade, M. Myth and Reality. New York: Harper & Row, 1963. (Элиаде М. Миф и реальность. — М.: Академический проект, 1998.)
Eliade M. Shamanism: Archaic Techniques of Ecstasy. — Princeton University Press, 2004.
Plato, The Republic, trans. and commentary by C. D. C. Reeve (Indianapolis: Hackett, 2004).
Plotinus, The Enneads, trans. Stephen MacKenna (London: Faber & Faber, 1956).
Байбосунов К.С. Трансгуманитарная философия как иное видение реальности (к постановке вопроса). -Известия Национальной Академии наук Кыргызской Республики. (Baibosunov K.S. Transhumanitarian philosophy alien outbook to the reality : to the formulation of the problem. - Izvestia NAN KR). №3, 2023. Р. 215-227.
Бакасов Ж. Манас как философия. — Бишкек: Билим, 2006. [Bakasov J. “Manas” as the philosophy. 2006].
Бакиров А.Б. Истоки и перспективы ноосферы // Вестник Ива новского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024. Вып. 2. С. 134—141. [Apas B. Bakirov. Origins and prospects of the Noosphere. Ivanovo State University Bulletin. Series: Humanities. 2024. Iss. 2. P. 134—141].
Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. — М.: Наука, 1991. (Vernadsky, V.I. Scientific Thought as a Planetary Phenomenon. Moscow: Nauka, 1991).
Кулматов, Т. Эпос «Манас» и философские основы киргизской культуры. — Бишкек: Илим, 2010. — С. 35–41.
Kulmatov T. The Epic Manas and the Philosophical Foundations of Kyrgyz Culture -Bishkek: Ilim, 2010.
Мамытов Т. Кайып жана рухий маданият. — Бишкек: КР Илимдер академиясы, 2018. (Mamytov T. Kayyp and spiritual culture. 2018)
Орозобекова Ж.К.. «Семетей»/ тезис жорго сөз форматында-Б:Принт экспресс. 2018-жыл, 233-бет. [Jyldyz Orozobekova. Prosaic reprint of the epic “Semetey”. -Bishkek, 2018]. 233 p.
Орозобекова Ж.K. “Манас” эпосундагы тулпардын көркөм образдары жана сыпаттоо ыкмалары. -Бишкек, “Шам” басмасы, 1996. -67-68 беттер. -Бишкек, «Шам», 1996. С. 67-68 [J. Orozobekova. The artistic imagery of steeds in the epic Manas. -Bishkek, 1996].